ГЛАВНАЯ
СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ И БАСТАКОРОВ УЗБЕКИСТАНА
Play
previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Shadow
Slider

Поздравления

04 мая день рождения отмечает
Аскаров Акбарали.


07 мая день рождения отмечает
Гафурбеков Тухтасин.


09 мая день рождения отмечает
Лутфуллаев Хайрулла .


03 мая день рождения отмечает
Миниахметова Эмиля.


АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ И МАСТЕР-КЛАССЫ



КОНЦЕРТЫ



КЛУБ "ДРУЗЕЙ"



ФЕСТИВАЛИ



Родился 20 ноября 1953 в Ташкенте. В 1976  окончил Ташгосконсерваторию по специальности «музыковедение» в классе проф. И.Р.Раджабова, в 1980 – аспирантуру в Институте искусствознания им.Хамзы. С 1981 – кандидат искусствоведения. В 1980 – 1983 младший, затем старший научный сотрудник, с 1984-1993 – заведующий сектором истории муз. культуры НИИ им. Хамзы. С 1997-2004–координатор программы «Искусство и культура» в Институте Открытое Общество–Узбекистан (Фонд Сороса). А.Джумаев–член Международного Совета по традиционной музыке (Исследовательская группа «Макам»), с 1996 – официальный представитель МСТМ в Узбекистане по информационной связи. Принимал участие в международных симпозиумах, межрегиональных и республиканских конференциях, автор исследовательских  трудов и статей.

Основные музыковедческие  публикации

Вопросы муз. эстетики в трудах ученых Среднего Востока 9-12 веков. – Автореф. канд. дисс. Т., 1981. Статьи. О муз.-эстетических взглядах Ибн Сины. //Общественные науки в Узбекистане, 1979, № 6. Авиценна и музыка. //Звезда Востока, 1980, № 3. Ибн Сина об общественных функциях музыки. //Общественные науки в Узбекистане, 1980, № 8-9. Об эстетическом отражении макомов в средневековье. //Проф.музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность (Сб.материалов Межд. музыковедческого симпозиума Муз. Совета ЮНЕСКО, Самарканд, 3-6 октября 1978 г.). Т., 1981. Трактат о музыке Мухаммада Нишапури. //Общественные науки в Узбекистане, 1984, № 1. О задачах муз. востоковедения Узбекистана по изучению средневековых трактатов о музыке //Общественные науки в Узбекистане, 1985, №3. Уникальный источник по истории среднеазиатско-индийских муз. связей («Замзаме-йи вахдат» Наини) 17 в. //Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Т.,1986. Отражение взаимосвязей профессиональной музыки устной традиции Среднего и Ближнего Востока в средневековых письменных источниках. //Традиции муз. культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: (Сб.материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7-12 октября 1983 г.). М., 1987. К проблеме эволюции эстетических учений о макамате. //Вопросы эстетики, истории и теории монодии. Сборник научных трудов. Т.,1987. Памяти В.М.Беляева. //Общественные науки в Узбекистане, 1988, №7. О специальном курсе «Источниковедение муз. культуры народов Средней Азии». //Проблемы профессионального обучения музыканта: Сборник статей. Т.,1988. По страницам древних манускриптов. О памятниках муз.культуры  народов Востока. //Вехи времен. Рассказы о памятниках истории и культуры Узбекистана. Альманах-89. Т.,1989. В.М.Беляев – исследователь истории традиционной музыки народов Средней  Азии. //Традиции и перспективы изучения муз.фольклора народов СССР. Сборник статей. М.,1989. Художественные традиции Борбада в средневековом муз. искусстве  Мавераннахра и Хорасана. //Борбад, эпоха и традиции  культуры. Душанбе, 1989. Древние корни эстетической системы макамата. //Борбад и художественные традиции народов Средней Азии: история и современность. Тезисы докладов и сообщений. Душанбе, 1990. Форум традиционной музыки. //Сов.музыка, М., 1990, №1. Макомы в Узбекистане: динамика политико-идеологических оценок и научных подходов //Муз. фольклористика: проблемы истории и методологии. Сб.статей. М., 1990.  «Беляевские чтения–90». //Муз.фольклористика: проблемы истории и методологии. Сб.статей. М., 1990. Искусство в мире Ислама: Единство принципов в многообразии  проявлений. //Творчество, М., 1991, №9. Правила и традиции военной музыки в Средней Азии в древности и средневековье. //Международная конференция «Средняя Азия и мировая цивилизация». Тезисы докладов. Т.,1992. Общественное положение музыканта на средневековом Востоке //Культура Среднего Востока – развитие, связи и взаимодействия /с древнейших времен до наших дней. //Муз.,театральное искусство и фольклор. Т., 1992. Ислам и музыка //Муз. академия (Советская музыка). М., 1992, № 3. Power structure, culture policy, and traditional music in Soviet Central Asia. //1993, Яссави и среднеазиатские духовные песнопения. //Сб.тезисов I международного симпозиума «Музыка тюркских народов», Алматы, 3-8 мая 1994 г. Алматы, 1994. К изучению ритуалов «арвохи пир» и «камарбандон» в городских цехах музыкантов Средней Азии. //Общественные науки в  Узбекистане, 1995, № 5-6-7-8. К интерпретации одной миниатюры из рукописи сочинения Шараф ад-Дина Али Йазди «Зафар-наме» //Искусство Узбекистана: древность, средневековье, современность. Тезисы докладов научной конференции. Вып. I. Т.,1995. О категориях «действительного и потенциального подобий» в муз.науке средневекового Востока. //Археология и художественная культура Центральной Азии. Тезисы докладов. Вып. 2. Т., 1995. Муз. культура народов Средней Азии и Казахстана до 1917 года. Глава 1. Муз.-исторический очерк. //История музыки Средней Азии и Казахстана. Учебное пособие для консерваторий. М., 1995 (соав. – О.Матякубов). Наджмиддин Кавкаби Бухари и Бухарская школа макамата //Узбекистан - вклад в цивилизацию. Бухара и мировая культура. Тезисы III Международного симпозиума. Бухара, 1995. Раджабов Исхак Ризкиевич., Беляев Виктор Михайлович. //С.Д.Милибанд. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов с 1917 г. 2-е изд. Книга I. М., 1995. Migrations de musiciens des villes de Transoxiane et developpement de la science musicale en Inde (XVIe-XVIIe siecles) //Cahiers D’Asie Centrale,  №1-2. Routes du commerce et des idees. IFEAC, 1996. «Туркестанский старец» Ходжа Ахмад Яссави и мусульманские духовные   песнопения. //Муз.академия, М., 1996, № 3-4; 1997, №1. Об атрибуции одного трактата о музыке из собрания ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (С.-Петербург). // Искусство Центральной Азии: Своеобразие исторического развития. II Международная научная конференция. Тезисы докладов. Т., 1997. Абдурауф Фитрат и его современники на «муз. фронте» Узбекистана (20-30-е годы). //Центральная Азия, Швеция, 1997, № 1–3. Liaison officer: Uzbekistan - Report 1991-1996. // Bulletin of the International  Council for Traditional Music. No. XCI, October 1997. New York, 1997. Муз.традиции Хивы XVIII-начала XX века. //Общественные науки в Узбекистане, 1997, № 7-8.  Буклет с фотографиями для компакт-диска: Ari Babakhanov and Ensemble. Shashmaqam: Tradition of Bukhara. Uzbekistan. New Samarkand Records, Amsterdam, 1999. Открывая «черный ящик» прошлого. //Муз. академия, М., 2000, № 1. Мир музыки – мир человека. //Общественное мнение. Права человека. Узбекистанский гуманитарный журнал, 2000, № 1-2. О взаимосвязях муз.культур Средней Азии и Индии в древности. //Индия и Центральная Азия (доисламский период). Т.,2000. Фитрат ва унинг замондошлари Ўзбекистоннинг «мусиқа фронти»да (20-30-йиллар). //Жахон адабиёти, 2001, № 3. Ходжа Ахмад Яссави и духовная жизнь народов Центральной Азии. //Тамыр: Альманах: искусство, культура, философия. Алматы, 2001, Вып.1 и 2. Художественные тенденции и эстетические идеалы в музыке. //Амир Темур в мировой истории. Издание второе. Т., 2001. Термин шаман в толковании газневидского поэта Масъуда Салмана. //Культурное наследие Средней Азии /Сборник статей/. Т., 2002. Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари: предварительное сообщение. //Из истории культурного наследия  Бухары (8 – выпуск). Бухара, 2002. «Наука о музыке» в энциклопедическом сочинении Фахр ад-Дин Рази «Джами ал-улум» («Собрание наук»). Вводная статья, перевод с персидского и комментарии Александра Джумаева //Культурные ценности. Международный ежегодник (Bibliotheca Turkmennica). 2000-2001. СПб., 2002. Баксы и жырау, дуутар и кобыз. О традиционной муз. культуре каракалпаков. //San’at. Искусство, 2003, № 2. Liaison Officer Report: Uzbekistan 1997-2003. //Bulletin of the International Council for Traditional Music, No CIII (103), October 2003. Русское музыковедение в Узбекистане: идеи и лица (1920-30-е годы). //Россия-Узбекистан: в прошлом и настоящем. Люди. События. Размышления. Сборник статей. М., 2003. Бухарские евреи и муз. культура Средней Азии. //Евреи в Средней Азии: вопросы истории и культуры. Сборник научных статей и  докладов. Т., 2004. Говорят музыканты Узбекистана: двадцать лет спустя...//Муз. академия, 2004, №1. Камбар-Ата (Камбар, Баба-Гамбар) и муз. традиции народов Средней Азии., Музыка в культуре городов Средней Азии. //«Курак», Бишкек, 2004, №6. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о слушании (сама‘) и традиция духовных песнопений (хонакои) //Transoxiana. История и культура. Сборник научных статей. Т.,2004. Асл анъаналарга кайтиш. //Матёкубов Отаназар. Макомот. Т.,2004. Ташкентский фестиваль современной музыки: попытка осмысления в контексте культурного процесса //Musiqi Dunyasi, Баку, 2004, № 3-4/21. Возвращаясь к естественному руслу: К проблеме нового прочтения исторических и теоретических знаний о макомате., Шашмаком на грани веков: историко-культурный и муз. феномен. //Шашмақом сабоқлари (мақола ва маърузалар тўплами). Т., 2005. Из истории муз. культуры Карши // Sanat. Искусство, 2005, № 2. Муз.культура Карши //Общественное мнение. Права  человека,  2005, № 2. Бухарский Шашмаком: в поисках новых интерпретаций (источники, версии, принципы) //«Традиции Шашмакома и современность». Материалы международной научной конференции. Самарканд, 27-29  августа 2005 года. Т., 2005. Musical Heritage and National Identity in Uzbekistan //Ethnomusicology Forum, London, Vol. 14, No. 2, November 2005. Музыка в системе жизненных и эстетических ценностей средневекового «восточного человека» //Узбекистан и Япония на возрождающемся шелковом пути (сборник докладов научной конференции, Ташкент, 14-16 декабря 2006 г.). Т., 2007. Музыка в жизни и творчестве Захир ад-Дина Бабура //Общественное мнение. Права человека, 2007, №2. Музыка в системе эстетических ценностей средневекового «восточного человека» и формы ее культивирования (маджлисы) //Общественное мнение. Права человека, 2008, № 1. Русско-европейский научно-педагогический и художественный опыт и возрождение системы традиционного обучения «устад-шагирд» в постсоветской Центральной Азии. //Муз. культура в исламо-христианском контексте. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 17-18 ноября 2009 года. Казань, 2009.  Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари (XVI в.) из собрания Британской Библиотеки. //Фалак ва масъалахои таърихи-назариявии мусикии точик. Мачмуаи маколот. Душанбе, 2009. Традиция ашуро у иранцев Бухары как социокультурный и художественный феномен //Мир ислама: история, общество, культура. Тезисы докладов II Международной научной конференции (28–30 октября 2010г.). М., 2010. К истории исследования и публикации «Трактата о музыке» Абд ар-Рахмана Джами //Вторые Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: сборник материалов. Т., 2010. Традиция ашуро у иранцев Бухары: источники и историко-культурный контекст //Мир Ислама. Pax Islamica, М., 2010, № 2(5).  Бухара: Попытка постижения непостижимого города //Дружба народов, М., 2011, №3. Фитрат Афанди //Bella Terra magazine, июнь 2011, №100. Гирмофон, гирмуфун, гирмуфин, патифун //Bella Terra magazine, сентябрь 2011, №103. «Устав Среднеазиатских музыкантов» в переводе Чулпана. История творческого сотрудничества Чулпана и В.М.Беляева. Публикация ранее не известного перевода Чулпана //Восток Свыше. Духовный литературно-исторический журнал. Ташкент, 2011, вып. XXIIIXXIV. Предмет любви и почитания. Из истории распространения граммофона в Средней Азии //Иные берега. Журнал о русской культуре за рубежом. М., 2012, №1. Музыка «устной традиции» в постсоветской Центральной Азии: единство и «противонаправленность» тенденций развития //Вопросы современного музыкознания. Материалы Международного Круглого стола, посвященного 70-летию профессора Б.И.Каракулова, 4 мая 2012 год, Алматы, Казахстан. Алматы, 2012. К вопросу о трансформации ашуро среди иранцев Бухары: основные источники изучения //Третьи Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: Сборник материалов. Т.,2011. К истории формирования традиции михтара и михтарлик в городской музыкальной культуре Средней Азии // Ozbekiston tarixi. Илмий журнал, 2012, № 1.  «Радости бытия высокого порядка». Александр Семенов – исследователь культуры Средней Азии //Восток Свыше, 2012, вып. XXVIII, октябрь – декабрь.  От Пифагора к Фисагурсу. «Греческие мудрецы» и муз.мир средневекового мусульманского Востока //Восток Свыше, 2013, вып. XXX, апрель – июнь.   «Чудеса» и новшества русских и европейцев в восприятии «среднеазиатского человека»: культурный шок, адаптация, «присвоение» //Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути.  Париж – Самарканд, 2013. Сакральное и светское – две основные парадигмы развития классического муз. искусства (макомат) Средней Азии в контексте исторических перемен (2-я половина XIXXX в.) //Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение, перспективы развития. Материалы Международной научной конференции (Алматы, 16–18 октября 2013 г.). Алматы, 2013.